Все действия в операционной системе выполняются с помощью программ, поэтому многим новичкам интересно не только использовать чужие программы, а писать свои. Многие хотят внести свой вклад в кодовую базу OpenSource.
Это обзорная статья про программирование под Linux. Мы рассмотрим какие языки используются чаще всего, рассмотрим основные понятия, а также возможности, разберем как написать простейшую программу на одном из самых популярных языков программирования, как ее вручную собрать и запустить.
Содержание статьи
- 1. На чем пишут программы?
- 2. Библиотеки
- 3. Процесс сборки программы
- 4. Как собрать программу
- 5. Автоматизация сборки
- Выводы
1. На чем пишут программы?
Исторически сложилось так, что ядро Unix было написано на языке Си. Даже более того, этот язык был создан для написания ядра Unix. Поскольку ядро Linux было основано на ядре Minix (версии Unix), то оно тоже было написано на Си. Поэтому можно сказать, что основной язык программирования для Linux это Си и С++. Такая тенденция сохранялась на протяжении долгого времени.
А вообще, писать программы для Linux можно почти на любом языке начиная от Java и Python и заканчивая С# и даже Pascal. Для всех языков есть компиляторы и интерпретаторы. Писать программы на С++ сложно, а Си многими уже считается устаревшим, поэтому множество программистов используют другие языки для написания программ. Например, множество системных инструментов написаны на Python или Perl. Большинство программ от команды Linux Mint, установщик Ubuntu и некоторые скрипты apt написаны на Python. Множество скриптов, в том числе простые скрипты оптимизации написаны на Perl. Иногда для скриптов используется Ruby. Это скрипты OpenShift или, например, фреймворк Metasploit. Некоторые разработчики кроссплатформенных программ используют Java. Но основные компоненты системы написаны все же на Си.
Мы не будем рассматривать основы Си в этой статье. Си - сложный язык и вам понадобится прочитать как минимум одну книгу и много практиковаться чтобы его освоить. Мы рассмотрим как писать программы на Си в Linux, как их собирать и запускать.
Зачем учить Си:
2. Библиотеки
Естественно, что если вам необходимо вывести строку или изображение на экран, то вы не будете напрямую обращаться к видеокарте. Вы просто вызовете несколько функций, которые уже реализованы в системе и передадите им данные, которые нужно вывести на экран. Такие функции размещаются в библиотеках. Фактически, библиотеки - это наборы функций, которые используются другими программами. В них находится такой же код, как и в других программах, разница лишь в том, там необязательно присутствие функции инициализации.
Библиотеки делятся на два типа:
- Статические - они связываются с программой на этапе компиляции, они связываются и после этого все функции библиотеки доступны в программе как родные. Такие библиотеки имеют расширение .a;
- Динамические - такие библиотеки встречаются намного чаще, они загружены в оперативную память, и связываются с программной динамически. Когда программе нужна какая-либо библиотека, она просто вызывает ее по известному адресу в оперативной памяти. Это позволяет экономить память. Расширение этих библиотек - .so, которое походит от Shared Object.
Таким образом, для любой программы на Си нужно подключать библиотеки, и все программы используют какие-либо библиотеки. Также важно заметить, на каком языке бы вы не надумали писать, в конечном итоге все будет сведено к системным библиотекам Си. Например, вы пишите программу на Python, используете стандартные возможности этого языка, а сам интерпретатор уже является программой на Си/С++, которая использует системные библиотеки для доступа к основным возможностям. Поэтому важно понимать как работают программы на Си. Конечно, есть языки, вроде Go, которые сразу переводятся на ассемблер, но там используются принципы те же, что и здесь. К тому же системное программирование linux, в основном, это Си или С++.
3. Процесс сборки программы
Перед тем как мы перейдем к практике и создадим свою первую программу, нужно разобрать как происходит процесс сборки, из каких этапов он состоит.
Каждая серьезная программа состоит из множества файлов, это файлы исходников с расширением .c и заголовочные файлы с расширением .h. Такие заголовочные файлы содержат функции, которые импортируются в программу из библиотек или других файлов .с. Перед тем. как компилятор сможет собрать программу и подготовить ее к работе, ему нужно проверить действительно ли все функции реализованы, доступны ли все статические библиотеки и собрать ее в один файл. Поэтому, первым делом выполняется препроцессор, который собирает исходный файл, выполняются такие инструкции, как include для включения кода заголовочных файлов.
На следующем этапе к работе приступает компилятор, он выполняет все необходимые действия над кодом, разбирает синтаксические конструкции языка, переменные и преобразовывает все это в промежуточный код, а затем в код машинных команд, который мы можем потом посмотреть на языке ассемблера. Программа на этом этапе называется объектный модуль и она еще не готова к выполнению.
Далее к работе приступает компоновщик. Его задача связать объектный модуль со статическими библиотеками и другими объектными модулями. Для каждого исходного файла создается отдельный объектный модуль. Только теперь программа может быть запущена.
А теперь, давайте рассмотрим весь єтот процесс на практике с использованием компилятора GCC.
4. Как собрать программу
Для сборки программ в Linux используется два типа компиляторов, это Gcc и Clang. Пока что GCC более распространен, поэтому рассматривать мы будем именно его. Обычно, программа уже установлена в вашей системе, если же нет, вы можете выполнить для установки в Ubuntu:
sudo apt install gcc
Перед тем как мы перейдем к написанию и сборке программы, давайте рассмотрим синтаксис и опции компилятора:
$ gcc опции исходный_файл_1.с -o готовый_файл
С помощью опций мы говорим утилите что нужно сделать, какие библиотеки использовать, затем просто указываем исходные файлы программы. Давайте рассмотрим опции, которые будем сегодня использовать:
- -o - записать результат в файл для вывода;
- -c - создать объектный файл;
- -x - указать тип файла;
- -l - загрузить статическую библиотеку.
Собственно, это все самое основное, что нам понадобится. Теперь создадим нашу первую программу. Она будет выводить строку текста на экран и чтобы было интереснее, считать квадратный корень из числа 9. Вот исходный код:
include <stdio.h>
#include <math.h>
int main(){
printf("losst.pro\n");
printf("Корень: %f\n", sqrt(9));
return 0;
}
Я специально добавил функцию корня чтобы показать как работать с библиотеками. Сначала нужно собрать объектный файл. Перейдите в папку с исходниками и выполните:
gcc -c program.c -o program.o
Это этап компиляции, если в программе нет ошибок, то он пройдет успешно. Если исходных файлов несколько, то такая команда выполняется для каждого из них. Далее выполняем линковку:
gcc -lm program.o -o program
Обратите внимание на опцию -l, с помощью нее мы указываем какие библиотеки нужно подключить, например, здесь мы подключаем библиотеку математических функций, иначе компоновщик просто не найдет где есть та или иная функция. Только после этого можно запустить программу на выполнение:
./program
Конечно, все эти действия могут быть выполнены и с помощью различных графических сред, но выполняя все вручную, вы можете лучше понять как все работает. С помощью команды ldd вы можете посмотреть какие библиотеки использует наша программа:
ldd ./program
Это две библиотеки загрузчика, стандартная libc и libm, которую мы подключили.
5. Автоматизация сборки
Когда мы рассматриваем программирование под Linux невозможно не отметить систему автоматизации сборки программ. Дело в том, что когда исходных файлов программы много, вы не будете вручную вводить команды для их компиляции. Можно записать их один раз, а затем использовать везде. Для этого существует утилита make и файлы Makefile. Этот файл состоит из целей и имеет такой синтаксис:
цель: зависимости
<Tab> команда
В качестве зависимости цели может быть файл или другая цель, основная цель - all, а команда выполняет необходимые действия по сборке. Например, для нашей программы Makefile может выглядеть вот так:
program: program.o
gcc -lm program.o -o program
program.o: program.c
gcc -c program.c -o program.o
Затем вам достаточно выполнить команду make для запуска компиляции, только не забудьте удалить предыдущие временные файлы и собранную программу:
make
Программа снова готова и вы можете ее запустить.
Выводы
Создание программ Linux очень интересно и увлекательно. Вы сами убедитесь в этом, когда немного освоитесь в этом деле. Сложно охватить все в такой небольшой статье, но мы рассмотрели самые основы и они должны дать вам базу. В этой статье мы рассмотрели основы программирования в linux, если у вас остались вопросы, спрашивайте в комментариях!
Возможно, вам также будут интересны 5 онлайн сервисов для изучения программирования.
Курс программирования на Си под Linux:
Какой бред понаписан...
Статья служит хорошим введением в программирование. Где тут бред?
если уже заинтересовать пользователя программированием. то лудше делать это более информативно. к примеру какие нибуть примеры программ, что вообще можно сделать, какие есть редакторы и можно ли использовать UI.
Пример простой программы здесь есть.
Для освоения UI - это уже следующий этап и новая статья. Туда же можно запихнуть и редакторы.
А так, по-моему, все хорошо написано.
Хороший старт для тех кто пишет под windows на C# и хочет "больше экстрима в повседневной жизни". Тут вам не кнопочки мышкой кликать....
Спасибо за понятное введение в тему.
Я только не понял где используется опция "l" компилятора?
Очень хорошая статья! Простым и доступным языком описаны самые основные для каждого новичка вещи. После этой статьи можно пускаться в дебри программирования на Си.
Си это основной язык программирования, ведь все современные языки написаны на нём. Переменная в python это всего лишь структура на си. Если знаешь си, освоить любой другой не составит проблем.
Си даёт полную свободу программисту соблюдай основные правила и делай что хочешь. А если использовать указатели , typedef и директивы препроцессора, то можешь пользоваться любым синтаксисом какой тебе в голову придёт. Единственный недостаток gui только GTK.
Ядро Linux было основано на ядре Minix? Да ладно?
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%B4%D1%80%D0%BE_Linux
Для справки. Читайте больше!
Не нашел в статье, что Linux оснаван на Minix. Нашел в другой статье, что Linux написан под впечатлениями от Minix. Цитата: " Эндрю Таненбаум создал первую версию Minix в 1987 в качестве «иллюстрации» учебника «Операционные системы: Разработка и реализация». Среди студентов, изучающих теорию операционных систем по исходникам Minix, наибольшей известности достиг Линус Торвальдс, разработчик ядра Linux. Изначально целью Minix являлось обучение студентов строению компьютеров и основ операционных систем. Исходные коды Minix совершенно отличны от кодов ОС Linux, но, как и Linux, Minix является Unix-подобной операционной системой с аналогичным набором команд. ".... Добавлю про С - очень удобный язык, особенно для встроенной техники, но есть лучший язык на основе С - Rust, особенно для систем с ядром реального времени. Есть Python тоже на основе С. Правда пока модули ядра еще на python не пишут , но на rust уже активно используют.
новый стабильный дебиан подойдет для привередливого в плане удобства и настройки и для малоопытного жуниора который будет пытаться освоить python?
Да уж/ До чего же дебильная статья. Статья ради статьи. Ни одной строчки не запустилось. Хоть бы начал с того, где файлы размещены и куда копировать код, в блокнот или ещё куда. Как для виндовых юзеров расписывают. А ты расписал для тех, кто и без тебя всё сам напишет.
Ахахахахахах, читаю коменты некоторых юзверевых выше и понимаю , этому миру жопа , ни мозгов , ни желания думать , и так все показали , рассказали , написали , не запускается строчка , так ты инфу поищи , 21 век , все под рукой, лентяи, лучше таким и не кодить)))
Отличная статья, спасибо автору за обзор. Все время читаю ваши статьи, а на комментарии глупых людей не обращайте внимание, сами ничего не умеют, только хаить могут... Зажрались...